Методические рекомендации

 

Методические рекомендации

Модернизация образования ориентирует на постоянное развитие учащихся и при этом предполагает приоритет компетентностного подхода в обучении, когда на первое место выходит не информированность ученика, а формирование у него умения способности разрешать возникающие проблемы.

 

 

Поэтому так необходима активная творческая деятельность уча­щихся. Одной из форм организации та­кой деятельности является участие ребят в научно-практических конференциях, подготовку к которым можно построить, основываясь на методе проектов.

 

Работа начинается с коллективного обсуждения темы научно-практической конференции, предложенной районным методическим объединением физиков. Учащиеся, желающие принять участие в конференции, образуют с учителем-ру­ководителем творческую группу.

 

После этого формулируется проблема исследования, анализируется ее значи­мость, мотивируется деятельность участ­ников группы и обозначаются возмож­ные варианты решения.

 

Дальнейшая работа творческой группы организуется по следующему алгоритму:

  • подбираются необходимая литерату­ра, инструменты, приборы и материалы;

  • планируется работа по поиску вари­антов решения проблемы, создаются группы, работающие над каждым вари­антом решения;

  • изучается и обрабатывается теорети­ческий материал;

  • выдвигаются рабочие гипотезы и выбираются оптимальные пути реализа­ции вариантов решения проблемы;

  • составляются схемы, изготавлива­ются модели и приборы;

  • проводятся исследования на основе созданных установок;

  • результаты исследования оформля­ются, делаются выводы;

  • работы защищаются (на различных уровнях);

  • производится оценка деятельности всей творческой группы, анализируются успехи и неудачи (как отдельных участ­ников, так и группы в целом);

  • все участники группы, принимав­шие активное участие в подготовке к на­учно-практической конференции, на­граждаются.

В качестве примера хочется предста­вить темы работ последних лет учащих­ся нашей школы, которые были созданы в ходе подготовки к научно-практичес­ким конференциям с широким примене­нием метода проектов:

  • «Металлоискатели»;

  • «Защита здания от пожара»;

  • «Физика и современная военная техника»;

  • «Маховик и его применение»;

  • «Необычные свойства обыкновен­ной воды»;

  • «Индикаторы электрических и маг­нитных полей.

Хочется подробнее остановиться на последней работе. Электрические поля и заряды изучаются в школьном курсе физики, в основном, методом внесения пробного заряда. Это не всегда удобно, зачастую недостаточно наглядно. Поэто­му энтузиастами предлагаются специаль­ные приборы для исследования электри­ческих зарядов и полей.

 

На страницах журнала «Физика в школе» (№6 за 1991 г.) была опубликова­на схема подобного прибора, основанная на схеме равноплечего моста. Один из авторов статьи, Г.П.Бабич, применил отечественный транзистор КП305Ж, а также поляризованное реле (см. рис. 1).

 

 

В рамках подготовки к научно-прак­тической конференции ребятам было предложено заменить транзистор в дан­ном приборе на другой, с иными харак­теристиками, чтобы попытаться повы­сить чувствительность схемы и сделать ее работу более четкой, а также избавиться от поляризованного реле, найти которое не всегда возможно.

 

Путем экспериментов со схемой вме­сто транзистора КП305Ж ребята подоб­рали зарубежный, типа IRFZ46N. Соот­ветственно, изменились параметры со­противлений (R1 = 560 Ом; R2= 470 Ом; R3 = 2,2 кОм; R4 = 620 Ом).

В качестве индикатора для отладки схемы использовались гальванометр или миллиамперметр со средней точкой, а также поляризованное реле типа РГТ-5.

 

Поэкспериментировав с получившей­ся схемой (см. рис. 2), учащиеся убеди­лись, что схема проста в настройке, ста­ла более чувствительной и повысилась четкость срабатываний.

 

Для разрешения второй проблемы — избавления от поляризованного реле в схеме — учащиеся пришли к такому вы­ходу: можно использовать два обычных реле, включив последовательно с ними два диода (см. рис. 3).

 

Тогда при смене направлений тока одно реле отключается, а второе включа­ется. Реле своими контактами включает лампочку (или светодиод), сигнализиру­ющую о знаке заряда, создающего элек­трическое поле.

 

Как показала практика, с помощью получившегося прибора можно:

  • определять знак и относительную величину заряда;

  • показывать процесс разделения за­рядов;

  • исследовать потенциал электричес­кого поля;

  • исследовать электрические поля тел сложных форм;

  • исследовать поле конденсатора;

  • составлять таблицы электризации веществ;

  • изготовить охранную сигнализацию и т.п.

В итоге данная работа, как и многие из перечисленных выше, заняла призовое место в районной научно-практической конференции по физике, а учащиеся, принимавшие участие в разработке при­бора, не только повысили свой образова­тельный уровень, но и практически во­плотили полученные знания в ходе изго­товления данного устройства.

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»