| ||||||
|
| |||||
Методические рекомендации
Модернизация образования ориентирует на постоянное развитие учащихся и при этом предполагает приоритет компетентностного подхода в обучении, когда на первое место выходит не информированность ученика, а формирование у него умения способности разрешать возникающие проблемы.
Поэтому так необходима активная творческая деятельность учащихся. Одной из форм организации такой деятельности является участие ребят в научно-практических конференциях, подготовку к которым можно построить, основываясь на методе проектов.
Работа начинается с коллективного обсуждения темы научно-практической конференции, предложенной районным методическим объединением физиков. Учащиеся, желающие принять участие в конференции, образуют с учителем-руководителем творческую группу.
После этого формулируется проблема исследования, анализируется ее значимость, мотивируется деятельность участников группы и обозначаются возможные варианты решения.
Дальнейшая работа творческой группы организуется по следующему алгоритму:
В качестве примера хочется представить темы работ последних лет учащихся нашей школы, которые были созданы в ходе подготовки к научно-практическим конференциям с широким применением метода проектов:
Хочется подробнее остановиться на последней работе. Электрические поля и заряды изучаются в школьном курсе физики, в основном, методом внесения пробного заряда. Это не всегда удобно, зачастую недостаточно наглядно. Поэтому энтузиастами предлагаются специальные приборы для исследования электрических зарядов и полей.
На страницах журнала «Физика в школе» (№6 за 1991 г.) была опубликована схема подобного прибора, основанная на схеме равноплечего моста. Один из авторов статьи, Г.П.Бабич, применил отечественный транзистор КП305Ж, а также поляризованное реле (см. рис. 1).
В рамках подготовки к научно-практической конференции ребятам было предложено заменить транзистор в данном приборе на другой, с иными характеристиками, чтобы попытаться повысить чувствительность схемы и сделать ее работу более четкой, а также избавиться от поляризованного реле, найти которое не всегда возможно.
Путем экспериментов со схемой вместо транзистора КП305Ж ребята подобрали зарубежный, типа IRFZ46N. Соответственно, изменились параметры сопротивлений (R1 = 560 Ом; R2= 470 Ом; R3 = 2,2 кОм; R4 = 620 Ом). В качестве индикатора для отладки схемы использовались гальванометр или миллиамперметр со средней точкой, а также поляризованное реле типа РГТ-5.
Поэкспериментировав с получившейся схемой (см. рис. 2), учащиеся убедились, что схема проста в настройке, стала более чувствительной и повысилась четкость срабатываний.
Для разрешения второй проблемы — избавления от поляризованного реле в схеме — учащиеся пришли к такому выходу: можно использовать два обычных реле, включив последовательно с ними два диода (см. рис. 3).
Тогда при смене направлений тока одно реле отключается, а второе включается. Реле своими контактами включает лампочку (или светодиод), сигнализирующую о знаке заряда, создающего электрическое поле.
Как показала практика, с помощью получившегося прибора можно:
В итоге данная работа, как и многие из перечисленных выше, заняла призовое место в районной научно-практической конференции по физике, а учащиеся, принимавшие участие в разработке прибора, не только повысили свой образовательный уровень, но и практически воплотили полученные знания в ходе изготовления данного устройства. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish» |