| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КружкиНиже приведено примерное планирование физического кружка по разработке самодельных приборов и оборудования, проведению исследовательских работ с учащимися.
Министерство образования Российской Федерации Коченевское территориальное управление образования Дупленская средняя школа
Директор Д. Ц. Николаенко И. П. ____________________
№ Протокола _________
144 ч. 2 года обучения
5-11 кл.
2005 - 2006 уч. г.
© 2005 Руководитель Валов М. В. ___________________
2005 - 2006 гг.
1. Пояснительная записка.
Для того, чтобы двигать вперед науку, технику, производство, нужны новаторы и изобретатели – люди творческие, способные решать новые задачи. Природа щедро одарила человека возможностями развиваться практически беспредельно. Усваивая готовые знания, ученик овладевает только частью опыта предшествующих поколений. Весьма важно, чтобы школьник на каждом этапе познания шел теми же путями умозаключений, что и первооткрыватели: на основе предположений и догадок переходил от фактов к теории и от теории к ее проверке, применению. Для развития ребенку нужны творческие задачи исследовательского характера, требующие ответа на вопрос "Почему?" и конструкторского характера, требующие ответа на вопрос "Как сделать?". Первые стимулируют интуитивную догадку при переходе от фактов к гипотезе, а вторые - при переходе от теории к ее применению на практике. Из-за недостаточности времени на уроках физики решение таких задач приходится переносить на внеклассную работу. Для этого можно решать их на кружке "Физическое конструирование".
Программа этих занятий рассчитана на 2 года обучения и на 144 часа в год:
(I год - по 2 часа в неделю) - учащиеся 5-7 кл. (II год - по 2 часа в неделю) - учащиеся 8-11 кл.
2. Цель обучения.
Цели: развитие способностей учащихся через творческую деятельность при работе с литературой, со схемами, при изготовлении приборов и моделей.
3. Педагогические задачи.
Достижение этих целей возможно при решении следующих педагогических задач:
· Воспитательные: привитие культуры коллективной деятельности, иллюстрация значимости труда, воспитание уважения к труду других, ответственности и аккуратности; · Учебно-образовательные: А) повышение уровня знаний по физике, технике, информатике, технологии и т.д. Б) удовлетворение потребностей в самообразовании; В) умение рассчитывать схемы; Г) умение собирать простейшие схемы; Д) формирование представлений о техническом дизайне. · Развивающие: развитие познавательных интересов через мотивацию видов деятельности; развитие мышления, творческих способностей; умения увидеть проблему и пути ее разрешения; умений теоретически и практически проверить правильность этих путей; умений выражать свои мысли, отстаивать взгляды и убеждения.
Для решения этих задач необходима соответствующая материально-техническая база: · Кабинет труда и физики; · Инструменты, материалы, детали; · Необходимая дополнительная литература (справочники, журналы и т.п.).
Темы занятий (1-й год обучения - 72 ч.)
Темы занятий (2-й год обучения - 72 ч.)
Занятия проводятся и в групповой, и в индивидуальной форме, работа может вестись парами. Часть работы выполняется в школе, часть дома. Часть совместно, часть индивидуально.
4. Предполагаемые результаты обучения.
Учащиеся по итогам работы на кружке должны:
· Знать систему научного познания; · Уметь видеть физические явления и процесс в окружающих предметах и приборах; · Уметь давать объяснение принципу действия простейших приборов; · Уметь работать с литературой (выделять, обобщать, находить главное); · Уметь пользоваться физическими приборами, находить неисправности и устранять их.
5. Результаты и критерии их оценки:
Для контроля уровня усвоения знаний учащихся применяются: · Метод индивидуальной беседы; · Система консультаций; · Решение конструкторских задач; · Просмотр работ, выступлений и отчетов учащихся.
Работы оцениваются по следующим критериям: · Самостоятельность выполнения; · Научность и новизна; · Уровень сложности; · Применение прибора, изделия; · Надежность работы; · Законченность изделия или прибора; · Аккуратность в выполнении и оформлении; · Умение представить и защитить работу.
6. Литература для учащихся:
I. Периодическая:
· "Мастерок"; · "Моделист-конструктор"; · "Радио"; · "Техника - молодежи"; · "Физика в школе"; · "Школа и производство". · "Юный техник";
II. Книги:
· "Внеклассная работа по физике" (Ланина); · "Изготовление самодельных приборов" (Синенко); · "Кабинет физики" (Ланина); · "Мир электроники"; · "Развитие логического мышления" (Решанова). · "Физический эксперимент" (Синенко); · "Школьный радиотехнический кружок" (Головин); · "Шпионские штучки"; · "Юный кибернетик" (Отряшенков); · "Юный радиолюбитель" (Борисов); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish» |