Выполнил:
ученик 11 класса
Самосюк Максим
Руководители:
учитель физики
высшей категории
Валов М.В.
2006 г.
Оглавление
1. |
Введение |
Стр. 3. |
2. |
Идеи Ампера, Фуко и Максвелла |
Стр. 3. |
3. |
Постановка эксперимента |
Стр. 4. |
4. |
Обработка результатов |
Стр. 4. |
5. |
Интерпретация результатов |
Стр. 4. |
6. |
Заключение |
Стр. 5. |
7. |
Список литературы |
Стр. 5. |
8. |
Приложения |
Стр. 6. |
Введение
Во многих электро- и радиоприборах применяют катушки, дроссели, трансформаторы. Они могут иметь сердечники различной формы, изготовленные из различного материала.
Целью нашей работы стало выяснение того, как на основе теории объяснить оптимальность выбора формы и материала сердечников в промышленности.
Задачи исследования:
· Знакомство с теорией магнетизма;
· Изучение промышленных образцов катушек, дросселей и трансформаторов;
· Выявление их специфических характеристик;
· Постановка эксперимента на выяснение энергетических потерь в различных сердечниках;
· Проведение эксперимента и получение результатов;
· Объяснение результата с точки зрения теории электро-магнетизма;
Идеи Ампера, Фуко и Максвелла
По теории Ампера вокруг любого тока существует магнитное поле. Все вещества состоят из атомов, в которых электрон, обращаясь вокруг ядра, также создает магнитное поле.
Значит, общее значение магнитного поля всех атомов некоторого массива вещества будет равно геометрической сумме отдельных атомных полей.
Поэтому значение общего поля B всего массива равно 0.
Во внешнем магнитном поле атомы различных веществ ведут себя по-разному. Внутри данного вещества магнитное поле может измениться.
Пусть B0 – вектор магнитной индукции внешнего поля, B - вектор магнитной индукции поля, возникшего внутри данного вещества.
Тогда отношение , где m - магнитная проницаемость. Она показывает, во сколько раз внутреннее поле больше внешнего.
Для различных веществ возможны несколько случаев:
1. m1 (1,0003), т.е. магнитное поле усиливается в веществе, но незначительно. Такие вещества называют парамагнитными (алюминий).
2. m1 (0,999), т.е. магнитное поле немного уменьшается. Это диамагнетики (медь).
3. m>>1 (50-100), т.е. магнитное поле в веществе значительно увеличивается. Это ферромагнетики (железо).
Выясним, как ведут себя такие вещества в различных переменнх магнитных полях.
Постановка эксперимента
Используем установку, состоящую из двух катушек, генератора НЧ, вольтметра, набора сердечников и осциллографа.
На первую катушку подаем переменный ток. Он создает в ней магнитное поле, которое, распространяясь внутри катушки, пронизывает витки второй катушки и по закону ЭМИ создает в ней ЭДС индукции.
Ее измеряем вольтметром. Изменяя частоту тока в первой катушке при неизменном напряжении на ней будем снимать показания вольтметра.
Данные занесем в таблицу.
Аналогичные измерения повторим, поместив в катушки сердечники:
· стальной сплошной;
· стальной наборный;
· медный;
· алюминиевый;
· ферритовый
Обработка результатов
По данным из таблицы чертим графики.
Интерпретация результатов
По теории потери в сердечниках могут быть по следующим причинам:
1. Так как у всех веществ различное m, то и различная степень рассеивания энергии магнитного поля.
2. По закону ЭМИ в самом сердечнике возникают вихревые токи Фуко, и если сердечник сплошной, его сопротивление этим токам мало. Сила тока Фуко значительна, поэтому сердечники будут нагреваться, забирая на это часть энергии, значение которой будет возрастать с увеличением частоты.
3. Так как ток переменный, то сердечник с такой же частотой будет перемагничиваться. Если у него широкая петля гистерезиса, то на это также будет тратится часть энергии, значение которой будет возрастать с увеличением частоты.
Перечисленные выводы получены из анализа графиков, в которых хорошо виден характерный "завал" кривой зависимости ЭДС от частоты тока в катушке.
Заключение
Таким образом, форма, материал и способ изготовления сердечников промышленных образцов катушек, дросселей и трансформаторов продиктованы требованиями уменьшения потерь энергии.
Проведенный эксперимент полностью подтверждает правильность такого подхода.
Список литературы
· Иванов Б. С. Электронные самоделки: Кн. для учащихся 5–8 кл. – М.: Просвещение, 1985.– 143 с.
· Мамзелев И. А., Капелин Г. Г. Основы радиоэлектроники. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 7–8 кл. М.: Просвещение, 1978.– 160 с.
· Путятин Н. Н. Радиоконструирование. Методическое пособие для руководителей радиокружков. М.: ДОСААФ, 1975.– 222 с.
· Элементарный учебник физики. Под ред. акад. Г. С. Ландсберга, т. II, М., 1967.–472 с.
назад