Выполнил:
ученик 8 класса
Королев Сергей
Руководители:
учитель физики
высшей категории
Валов М.В.
2006 г.
Оглавление
1. |
Введение |
Стр. 3. |
2. |
Теория электрического поля |
Стр. 3. |
3. |
Разработка прибора |
Стр. 4. |
4. |
Возможности применения прибора |
Стр. 5. |
5. |
Модернизация прибора |
Стр. 5. |
6. |
Заключение |
Стр. 5. |
7. |
Список литературы |
Стр. 5. |
8. |
Приложения |
Стр. 7. |
Введение
Сталкиваясь с необходимостью изучения электрических полей сложной конфигурации, физики нуждаются в приборе для их регистрации и изучения их параметров.
Целью нашей работы стало создание такого прибора, основанного на полупроводниках.
Задачи исследования:
· Знакомство с теорией электризации и электрических полей;
· Изучение литературы по радиотехнике;
· Разработка схемы прибора;
· Практическое изготовление прибора по разработанной схеме;
· Апробация прибора во время проведения экспериментов;
· Выявление путей применения прибора в школьном курсе физики;
Теория электрического поля
Атом состоит из положительного ядра и движущихся отрицательно заряженных электронов. Заряд ядра численно равен заряду всех электронов. Поэтому атом в целом нейтрален.
В различных веществах электроны по-разному связаны с ядром, и если ввести в соприкосновение два тела с разной энергией связи электронов, то электроны, слабо связанные с ядром, переходят от одного тела к другому.
В результате одно тело заряжается "+", а другое - "–". Это явление получило название "электризации".
Вокруг любого заряда существует электрическое поле, которое характеризуется напряженностью:
где F - сила со стороны поля, действующая на внесенный в это поле заряд q.
Напряженность можно изображать графически с помощью линий определенной плотности.
Разработка прибора
Электрические заряды и поля в школьном курсе изучают при помощи пробного заряда. Но это неудобно, ненаглядно и порой неубедительно.
Поэтому мы решили разработать для этого более современный прибор.
Электрометр представляет собой мост постоянного тока. Плечами моста являются сопротивления R1, R2, R3, R4 и полевой транзистор с изолированным затвором (рис.1) и встроенным каналом. Транзистор КП 3005* имеет следующие выводы: З – затвор, С – сток, И – исток и К – канал.
В зависимости от знака заряда, приближаемого к транзистору, сопротивление между С и И изменяется. Чем больше величина заряда и чем ближе заряд к затвору, тем сильнее изменяется его сопротивление.
Рассмотрим принцип действия равноплечего моста.
1. Если вблизи от транзистораVТ1 нет заряда, а соответственно и электрического поля, то сопротивления получаются, подобраны так, что напряжения между точками 1 и 2 нет, т.е.V12 и величина тока через mА=0.
Балансировку этого мы можем произвести, подбирая R*1 и R*2, а также с помощью переменного резистора R3~.
2. Если поднести к затвору VТ1 положительный заряд (т.е. поместить транзистор в электрическое поле), то сопротивление VТ1 уменьшается и ток I1 увеличивается, а I2 уменьшается в (•) 1 часть его пойдёт через mА от (•) 1ко 2 (•) и чем больше значение электрического поля, тем больше сила тока.
3. Если поднести к затвору отрицательный заряд, то сопротивление VТ1 увеличится, I1 – уменьшится, I2 – увеличится и часть его пойдёт от (•)2 к (•)1, в обход транзистора VТ1 и стрелка mА отклонится в другую сторону.
Вывод: по направлению отклонения стрелки mА можно судить о знаке и величине заряда тела.
При изготовлении прибора следует соблюдать меры предосторожности при монтаже транзистора. Он очень чувствителен к механическим, тепловым и электростатическим воздействиям. В момент пайки выводы транзистора закорачивают, а жало паяльника заземляют. Мы просто применили отдельную панельку, в которую его можно просто вставить. Затвор транзистора отгибают в сторону, он является приёмной антенной. В процессе работы на затворе накапливается заряд, для его снятия перед началом работы с прибором его нужно снять. Для этого необходимо замкнуть пинцетом выводы затвора и стока. При желании и необходимости между mА и R3~ можно включить дополнительное сопротивление R5~, которым можно будет регулировать чувствительность прибора.
Возможности применения прибора
С помощью электрометра можно:
· Определять знак и относительную величину заряда тела;
· Показать процесс разделения зарядов;
· Определять линии одного потенциала;
· Исследовать электрические поля вокруг тел сложной формы;
· Определять однородность поля;
· Изучать поле конденсатора;
· И т.п.
Модернизация прибора
Если вместо миллиамперметра или параллельно с ним включить поляризованное реле, то в качестве индикатора знака заряда, создающего изучаемое поле можно использовать обычную лампу накаливания.
Заключение
Созданный прибор позволяет более удобно и качественно изучать электрические поля и заряды и может быть применен как в качестве учебного средства, так и для других целей (например, сигнализации).
Список литературы
· Иванов Б. С. Электронные самоделки: Кн. для учащихся 5–8 кл. – М.: Просвещение, 1985.– 143 с.
· Мамзелев И. А., Капелин Г. Г. Основы радиоэлектроники. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 7–8 кл. М.: Просвещение, 1978.– 160 с.
· Путятин Н. Н. Радиоконструирование. Методическое пособие для руководителей радиокружков. М.: ДОСААФ, 1975.– 222 с.
· Элементарный учебник физики. Под ред. акад. Г. С. Ландсберга, т. II, М., 1967.–472 с.
· Журналы "Физика в школе", "Юный техник".
назад